Кузовной ремонт и покраска
г. Москва, м. Беговая, ул. Поликарпова, д. 27 стр.3
Ежедневно: 09.00 - 21.00
+7 (495) 150-53-07 кузовной отдел
+7 (985) 444-90-03 детейлинг

Утилизационный сбор на автомобиль

Утилизационный сбор в России подорожает уже совсем скоро. Стоимость повысится с 1 ноября. Потенциальных покупателей интересует вопрос цен на популярные модели автомобилей в 2025 году.

Нужно разобраться с тем, затронет ли налог подержанные или электрические машины.

Разобраться в особенностях утильсбора важно. Этот вопрос касается даже тех, кто не является водителем. Причина в том, что повышение цен коснется не только авто. Они потенциально влияют и на услуги, связанные с этим видом транспорта. Подорожание сбора затронет модели, мощность которых составляет более 160 л.с. По расчетам удорожание затронет бюджетный сегмент и популярные марки:

  • Hyundai
  • Skoda
  • Mercedes-Benz
  • Audi
  • BMW
  • Toyota

Необходимо разобраться с тем, как изменится расчет утильсбора. Это позволит понять реально ли будет купить авто зарубежного производства. 

Краткое содержание

Что такое утилизационный сбор на автомобиль?

1

Утильсбор – сбор с импортеров, производителей или пользователей автомобилей. Введен он в 2012 году. С того времени было проведено несколько повышений. Цель сбора – повышение показателей защиты экологии. Собранные денежные средства направляются на будущую утилизацию транспортного средства. Использоваться они будут, когда машины станут непригодными для эксплуатации. Цели сбора сохраняются и в 2025 году. Важно понимать, что в 2012 его базовая ставка составляла 20.000 рублей. Сумма рассчитывалась, исходя из показателей возраста. Учитывался также объем двигателя. Начиная с 1 ноября, к этим показателям прибавится показатель мощности.

Кто должен оплачивать сбор?

2

Нужно знать не только, что такое утильсбор. Важно разобраться, кто его должен оплачивать. Произвести расчеты могут для:

  • Производителей
  • Импортеров
  • Покупателей

Здесь нужно понимать, что покупатели будут оплачивать сбор, если он не был взыскан ранее. Производители оплачивают его за те модели, которые были произведены в стране. Импортеры – за те машины, которые были ввезены ими на территорию государства. Покупателю иногда также требуется оплатить сбор. Средства потребуется внести, если машина была приобретена у лица, которое было освобождено от этого сбора или он не был оплачен им ранее. Особый момент состоит в том, что деньги вносятся однократно. Если за машину первый владелец или производитель уже платил утилизационный сбор, то все последующие пользователи, которые приобретут машину, освобождаются от оплаты. Исключение: случаи модернизации автомобиля.

Какой показатель сбора в 2025 году?

3

Для расчета утильсбора требуется умножить базовую ставку на коэффициент. Показатель различается. Он зависит от:

  • Категории транспортного средства
  • Объема двигателя
  • Возраста машины
  • Допустимой массы транспортного средства

По этой причине владельцу нужно знать базовую ставку:

  • Для легковых машин – 20.000 рублей.
  • Грузовики, автобусы, прицепы, полуприцепы – 150.000 рублей.
  • Спецтехника – 172,5.000 рублей

Коэффициент итоговой суммы определяется несколькими параметрами:

  • Объемом двигателя – чем он больше, тем выше показатели к оплате
  • Для старых машин показатели коэффициента больше
  • Тип пользования – личный автомобиль потребует меньшей оплаты

Пример: личная машина 4 года. Объем двигателя составляет 2,5 л. Базовая ставка – 20.000 рублей. Коэффициент по параметрам – 0,26. Расчет: 20.000Х0,26=5200 рублей. Сумма утильсбора может входить в стоимость при покупке. Если она не включена, оплата производится владельцем.

Что же будет дальше?

4

Систему расчетов утильсбора предложено пересмотреть. «Объединение автопроизводителей России» составило обращение к Минпромторгу в части изменений показателей. Изменения должны затронуть учет мощности двигателя автомобиля. В пользу предложения высказались:

  • «КамАЗ»
  • «ГАЗ»
  • «Соллерс»

Современные технологии делают существующие методы расчета устаревшими. Эффективность работы сбора снижается. Используемая система не обеспечивает необходимый параметр различий. Сейчас обладатели мощных и дорогих автомобилей платят больше за утилизацию. В качестве доказательства необходимости пересмотра приведены показатели мощности следующих машин:

  • Changan Alsvin - 98 л.с.
  • BMW X3 с 255 л.с.
  • Aito M9 с 496 л.с.

Для каждой из этих машин утильсбор будет составлять 677,4.000 рублей. При этом стоимость машин составляют, соответственно, 1,85, 8 и 10 млн рублей.

Дата вступления изменений по расчетам 

По плану изменения начнут работать уже 1 ноября 2025 года. Вступление законопроекта в силу считается свершившимся фактом. Предполагается, что утилизационный сбор в России будет рассчитываться с учетом показателей даты выпуска машины и мощности двигателя. В результате стоимость автомобилей возрастет. Затронут изменения, например, модели с турбированным двигателем даже небольшого объема.

Для автомобилей мощностью менее 160 л. с. сбор останется в тех же пределах. Планируется, что показатели мощности в 160–200 л.с приведут к подорожанию машин на 30%. Если же мощность превышает 200 л.с — на 50%. Для наглядности нужно провести сравнение по показателям утильсбора для машин младше и старше 3 лет.

Машина до 3 лет
Категория01.08.202301.10.2024Различия по стоимости
Электрокар, гибрид 32600 32600 0
До 1000 см³ 81200 150200 69000
1000–2000 см³ 162600 306600 144000
2000–3000 см³ 248400 504000 255600
3000–3500 см³ 400000 756000 356000
От 3500 см³ 564000 1.070400 506400
Машина от 3 лет
Категория01.08.202301.10.2024Различия по стоимости
Электрокар, гибрид 122000 122000 0
До 1000 см³ 207000 291000 84000
1000–2000 см³ 414000 630000 216000
2000–3000 см³ 2.070000 3.420000 1.350000
3000–3500 см³ 2.487000 4.227000 1.740000
От 3500 см³ 1.623800 3.004000 923600
Изменения с 1.11.2025 с учетом новых показателей для машин младше/старше 3 лет
Двигатель202520262027202820292030
Электрокар, гибрид 667400/1.174000 800800/1.408800 880000/1.549600 969000/1.704600 1.065800/1.875000 1.172400/2.062600
До 1 л 182000/460000 216400/552000 238000/607200 261800/667800 288000/734600 316800/802000
1–2 л 667400/1.174000 800800/1.408800 880000/1.549600 969000/1.704600 1.065800/1.875000 1.174.400/2.062600
2–3 л 1.875400/2839400 2.25600/3507200 2.475600/3.7400 2.723200/4.122800 2.995400/4.535000 3.295000/4.988600
3–3,5 л 2.153600/3.296800 2.58000/3.956000 2.842400/4.351600 3.126800/4.786800 3.439400/5.265400 3.783400/5.792000
Более 3,5 л 2.742200/3608000 3.290600/4325800 3.619600/4.758400 3.981600/5.234200 4.379800/5.757600 4.817800/6.333400

На какие машины цены будут выше?

6

Размер утильсбора в России будет увеличиваться. Избежать подорожания смогут только модели эконом сегмента. Важно понимать, что их стоимость также возрастет. Причина – повышение спроса. Популярные же марки имеют показатель более 160 л.с. В результате покупатель столкнется с ростом цен на представленный в продаже ассортимент.

Показатель утильсбора:

  • Geely Monjaro – 2 л, 238 л.с, 3400 рублей/с 1 ноября – 842.000 – разница – 838.400 рублей.
  • Toyota RAV4 – утильсбор 1.970000 рублей.
  • BMW X3 - 3 л — 3.738000 рублей.
  • Kia Sorento - 2,5 л, 194 л. с., утильсбор с 1.11.2025 – 1.970000 рублей.
  • Kia Carnival - 2,2 л, 202 л. с., доплата составит 2.918000 рублей
  • Hyundai Santa Fe - 2,5 л, в 180 л. с., доплата составит 2.880000 рублей.
  • Lixiang L7 - 1,5 л,  в 449 л. с., утильсбор составит 3.040000 рублей.
  • Aito M8 – доплата 3.040000 рублей. 

В результате ввоз машин утратит выгоду. После того как стало понятно, что такое утильсбор на автомобили в России, нужно рассмотреть историю изменений стоимости. С 1 августа 2023 года начали действовать новые правила расчета. Размер определялся с помощью умножения базовой ставки на подходящий коэффициент. Он принимал во внимание: 

  • Возраст машины
  • Ее тип
  • Показатель массы
  • Объем двигателя

По этой причине базовая ставка делилась на легковые и прочие машины. 1 октября 2024 года утилизационный сбор увеличился. Рост составил 70-85%. До 2030 года показатели будут увеличиваться. Значения – 10-20%. Размер увеличения будет зависеть от объема двигателя для легковых автомобилей. Для грузовых начнут учитывать возраст и массу.

Снижение ассортимента машин.

7

Новый утилизационный сбор приведет к снижению ассортимента машин. Машины не выгодно будет ввозить по параллельному импорту. Особенно заметно это будет для марок стоимостью до 3 млн рублей. Примерное их удорожание с 1.11.2025 года составит 40%. Изменения коснуться:

  • Европейских моделей
  • Американских машин
  • Внедорожников
  • Премиальных автомобилей
  • Японских производителей
  • Корейских марок

Выше ценники будут на:

  • Mercedes-Benz G
  • Mercedes GLE
  • Mercedes GLS
  • BMW X7
  • Toyota Land Cruiser
  • Kia Mohave

Они могут совсем исчезнуть из продажи.

Нужно обратить внимание на официальные ставки сбора

Категория транспортного средстваДо 1.11.2025С 1.11.2025С 1.01.2026Информация
Легковые машины до 160 л.с. 667400 667400 800800 Расчет по объему двигателя
Легковые машины 160-200 л.с. 667400 Коэффициент прогрессивный 900000 Расчет по мощности
Кроссоверы 190-200 л.с. 667400 Коэффициент прогрессивный От 950000 Расчет по мощности
Внедорожники от 220 л.с. 667400 Коэффициент прогрессивный От 1.000000 Расчет по мощности
Машины от 160 л.с. б/у От 667400 Коэффициент прогрессивный От 1.500000 Расчет по мощности
Машины от 200 л.с. б/у От 667400 Коэффициент прогрессивный От 1.600000 Расчет по мощности

Нужно ли проводить повышение сбора?

8

Обсуждения по поводу необходимости повышения начались летом 2025 года. Причиной называется поддержка производителей машин в России. Предлагается направить собранные средства для продвижения программ социально-экономического развития. Часть будет использоваться для оказания помощи предпринимателям. Бизнес должен работать в области промышленности.

Нужно понимать, что такое утильсбор на автомобили в России. Это источник финансирования процессов, связанных с переработкой материалов и компонентов транспортного средства. В 2026 году доходы бюджета пополнятся от утильсбора на машины. Ожидается, что отчисления будут взиматься с производимых и ввозимых автомобилей. В результате показатели сбора вырастут почти на 47%. В финансовом выражении сумма составит 1,65 трлн рублей. В 2026-2027 году показатели отчислений в бюджет составят около 2 трлн рублей. В 2028 году – 2,3 трлн рублей.

Повышение утилизационного сбора поможет отечественным производителям. Выразится это в снижении конкуренции. Причина в том, что ГАЗ и АвтоВАЗ планируют выпуск автомобилей с новыми турбированными двигателями. Также ожидается снижение ввоза авто по параллельному импорту. Повышение суммы – мера по устранению нецелевого использования льгот. Она создаст равные условия для производителей. Способствует развитию отечественных машин. 

Условия для использования льготных коэффициентов

9

Минимальные значения коэффициентов используются для легковых машин. Они должны использоваться в частных целях. Тогда можно воспользоваться льготами. Для этого необходимо, чтобы машина соответствовала требованиям:

  • Использование для личных нужд – в документах об этом имеются указания.
  • Год после ввоза не происходит смены владельца.
  • Ввозится не более машины в течение года.

Льготные коэффициенты могут быть применены для автомобилей, которые были оформлены в собственности до 29 октября 2023 года. Свидетельство о безопасности транспортного средства оформлено до 21 декабря 2023 года.

Экспертные советы и рекомендации

10

Для того чтобы выгодно приобрести машину, требуется прислушаться к следующим рекомендациям: 

  • Покупать, не откладывая – до 1.11.2025 года.
  • Учитывать ограничения со стороны зарубежных производителей – некоторые из них не принимают заказы до появления точной информации по вступлению изменений в силу.
  • Стараться найти подержанные модели.
  • Выбирать варианты с показателями мощности до 160 л.с. Варианты предлагает Kia, BMW и Audi.
  • Отслеживать изменения в законодательстве.

Нужно понять, выгодно ли сейчас ввозить импортный автомобиль. Предполагается, что машины с мощностью до 160 л. с. имеют шанс остаться вне зоны резкого роста цен. Это же справедливо и для локализованных моделей.

На нашем сайте используются cookie–файлы, в том числе сервис веб–аналитики. Используя сайт, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных при помощи cookie–файлов.

Подробнее