Нередко можно увидеть, как водители останавливаются и открывают капот машины, а затем внимательно вслушиваются в звуки, которые издает работающий двигатель. В большинстве случаев следующим действием становится процедура регулировки клапанов.
Для начинающих водителей важно понимать, что представляет собой это действие и зачем оно вообще нужно.
Также следует знать и о том, что на некоторых машинах подобное действие не производится. Важно понимать, что рассматриваемая процедура осуществляется с целью поддержания показателей работоспособности и исправности двигателя автомобиля. Своевременно произведенная регулировка клапанов позволяет гарантировать отсутствие серьезных поломок в процессе длительной эксплуатации. Без нее могут возникнуть проблемы с работой двигателя, а в некоторых случаях происходят повреждения, которые требуют полной замены этого важного компонента автомобиля.
Краткое содержание
- Что представляет собой регулировка клапанов
- Зачем нужно проводить регулирование клапанов
- Когда и как часто нужно регулировать клапаны
- Способы регулировки клапанов
- Что произойдет, если не регулировать клапаны
Что представляет собой регулировка клапанов

Для того чтобы понять, что собой представляет процедура регулировки клапанов, нужно разобраться в начале, что это за элементы в двигателе. Они входят в состав головки блока цилиндров. Особенность состоит в том, что клапаны открываются и закрываются, чтобы обеспечить правильный впрыск топлива и одновременный вывод отработанных газов. Если двигатель работает, что клапаны, не требующие к себе внимания, должны взаимодействовать с его компонентами. Это необходимо для обеспечения нормальной и стабильной работы ДВС. Важно понимать, что рассматриваемые детали работают при высоких температурах и больших нагрузках. Именно по этой причине их состояние напрямую оказывает влияние и на работу двигателя. Если клапаны не будут отрегулированы вовремя, то могут возникнуть проблемы с компрессией. Отразится это на некоторых показателях двигателя:
- Падение мощности
- Нестабильная работа
- Увеличенный расход топлива (иногда до 2-3 раз)
Еще один момент, который нужно рассмотреть, касается того, что работа стандартного поршневого двигателя осуществляется по определенному алгоритму. Он предполагает, что будет произведена подача в цилиндры используемого для работы вида топлива. Обратно выходит исключительно отработанный газ. Каждая из функций осуществляется клапанами синхронно. Для этого они попеременно открываются и закрываются в определенное время, заданное алгоритмом. Управление работой этих элементов отводится распределительному валу, который имеет специальные кулачки. Именно они воздействуют на верхнюю часть клапана, что приводит к открытию цилиндра. Нужно учитывать, что конструкций приводного механизма существует несколько, но следует учитывать в независимости от этого особенность, которая состоит в том, что тепловой зазор, существующий между кулачком распределительного вала и деталью клапанного механизма, открывает клапан.
Также нужно учитывать, что рабочая температура деталей двигателя очень высока. В процессе нагревания металл расширяется. В результате клапан удлиняется. В нормальных условиях, когда на него не давит кулачок, он закрыт. Получается, что тарелка клапана плотно прижата пружиной к седлу в головке блока цилиндров. Также должна быть соблюдена герметичность. Она обеспечивается фасками, находящимися на каждом из элементов. В этом случае регулировка клапану не требуется, но тепловой зазор должен быть правильным.
Зачем нужно проводить регулирование клапанов

Если клапаны будут плотно прилегать друг к другу, то двигатель выключен. При его включении начинает повышаться температура. В результате металл расширяется и клапаны вытягиваются пружиной из цилиндра в сторону распределительного вала. Он начнет постоянно давить, приводя к небольшому сжатию пружины. Как результат можно видеть неплотное закрытие клапана. Получается, что при повышении температурных показателей до рабочих клапан не будет полноценно выполнять одну из своих функций, которая заключается в том, чтобы плотно закрываться. Производится это с целью надежной герметизации камеры сгорания и ее изоляции от впускного или выпускного тракта.
Регулировку клапанов нужно проводить еще и потому, что существует такой момент, как увеличение теплового зазора. По причине износа поверхностей кулачков распредвала и элементов привода клапанов этот показатель может увеличиваться. В этом случае даже после достижения двигателем заданной характеристиками рабочей температуры между распредвалом и клапанным механизмом будет оставаться этот самый зазор. В этом случае нужно обратить внимание на то, что касание производится ударно и только в момент непосредственного воздействия кулачка.
Здесь основная опасность связана с тем, что ресурс клапанного механизма изменяется. Дополнительно нужно учитывать, что клапан будет открываться позже положенного и не полностью. Результатом станет ухудшение наполняемости цилиндра топливовоздушной смесью. Двигателю будет не хватать топлива для полноценной работы.
Когда и как часто нужно регулировать клапаны

Теперь нужно определиться с тем, как часто нужно проводить процедуру регулировки клапанов. Важно понимать, что это зависит от типа двигателя. Дополнительно нужно придерживаться тех рекомендаций, которые обозначены в инструкции от производителя. Стандартные нормы указывают на то, что регулировка проводится каждые 20-30 тысяч ум пробега. Можно осуществлять проверку и чаще, особенно, когда эксплуатация машины осуществляется интенсивно и приходиться ездить на дальние расстояния.
В том случае, когда стали заметны некоторые отклонения от стандартной работы двигателя – он стал работать громче, появились посторонние звуки или снизились показатели мощности, необходимо обратить внимание именно на состояние клапанов. Их регулировка и настройка помогут избежать серьезных поломок и дополнительно поддержат двигатель в рабочем состоянии еще долгое время.
Способы регулировки клапанов

Существует несколько способов, которые применяются для качественной регулировки клапанов. Нужно учитывать, что выбор метода в полной мере зависит от конструкции двигателя. Необходимо рассмотреть основные из них, в которые входят такие как:
- Автоматический
- С помощью винтов
- С применением шайб
Если применяется автоматическая регулировка, то это указывает на то, что двигатель относится к современным, в нем клапаны регулируются без участия человека, что отражается в самом названии способа. Происходит работа с помощью специальных элементов - гидрокомпенсаторов. Эти механизмы поддерживают постоянный зазор, который требуется по инструкции. Он всегда образуется между клапаном и распределительным валом. Подобный метод в случае своевременного применения позволяет избежать необходимости в частой регулировке в будущем. Если у автомобиля установлен современный двигатель, то водителю требуется внимательно следить уже за состоянием компенсаторов, только потом обращать внимание на клапаны.
В том случае, когда выбирается регулировка винтами, следует говорить о том, что у двигателей имеются особые регулировочные винты. Они позволяют производить оптимальное создание зазора между клапанами. Также создаются пространства и между другими деталями двигателя, что способствует уменьшению параметров износа и снижению интенсивности трения. Для проведения процедуры регулировки необходимо сначала открутить, а потом закрутить винты, обращая внимание на то, чтобы они были крепко прикручены, но не сорваны. Именно это действие и позволяет создать необходимый показатель пространства. Этот способ подходит для двигателей, которые имеют устаревшую конструкцию, но также присутствуют и у некоторых современных моделей. Также метод может быть использован и для некоторых моделей, где в конструкции отсутствуют автоматические компенсаторы.
Еще может быть выбран способ регулировки с использованием шайб. Этот метод требует замены специальных регулировочных шайб, которые располагаются между клапанами и распределительным валом. Особенность состоит в том, что у этих элементов имеется определенная толщина. Процесс подбора требуемой шайбы позволяет установить ту, которая поможет достичь правильного зазора. Этот способ применяется на двигателях, где регулировочные винты не предусмотрены технологически. Важно понимать, что процесс регулировки в этом случае потребует от человека большей точности и времени для настройки.
Что произойдет, если не регулировать клапаны
В том случае, когда человек не уделяет достаточного внимания процессу регулировки клапанов, могут возникнуть различные проблемы с двигателем. Они приводят к поломкам, а также полному выходу из строя ДВС. Основные проблемы, которые могут происходить:
- Потеря показателей мощности двигателя
- Неправильный процесс сгорания двигателя
- Перегрев
- Повреждение деталей ДВС
- Шумы и вибрации
Потеря мощности наступает тогда, когда клапаны не регулируются. Причина в том, что они не могут открываться и закрываться в необходимое время. В результате нарушается процесс сгорания. Этот момент и приводит к потере мощности двигателя, а также к снижению показателей его производительности.
Неправильное сгорание топлива также должно привлечь к себе внимания. Здесь необходимо обратить внимание на то, что если зазоры между клапанами слишком большие или, наоборот, маленькие, то поступающее в двигатель топливо не будет сгорать в достаточном объеме. Подобное положение приведет к тому, что вместо экономии произойдет увеличение показателей потребления топлива. Выбросов тоже будет производиться больше, что негативно отразиться на состоянии экологии.
Неправильно настроенные клапаны приводят к тому, что возникает перегрев двигателя. Он начинает работать неэффективно, повышаются показатели его износа. Дополнительно возрастает еще и нагрузка на систему охлаждения, что может привести и к ее поломке также.
Повреждения деталей двигателя еще один негативный момент того, когда клапаны не закрываются плотно, как того требует инструкция или технические характеристики. Подобное положение дел может привести к механическому износу, как самого двигателя, так и к повреждениям других важных его составляющих, например, головки блока цилиндров. Увеличение расхода топлива происходит по причине того, что клапаны не работают правильно.
Появление шумов и вибрации также нельзя игнорировать. Если клапаны не настроены так как того требуют рекомендации от производителя, то закономерно, что в двигателе могут появиться посторонние звуки, стук или даже хорошо различимый гул. С большой долей вероятности для устранения этих проявлений потребуется провести регулировку клапанов, так как они в этот момент не работают по заданным параметрам.


















































