Принято считать, что появление пятен ржавчины указывает на то, что машина уже не является новой. Коррозия кузова – процесс, который может затронуть совершенно любое транспортное средство.
Именно по этой причине важно знать, что является причиной появления ржавчины, как уберечь кузов от подобной проблемы. Нужно понимать, что коррозия может появиться даже на тех местах, где присутствует оцинкованное покрытие. Не спасает в некоторых случаях и покрытие высококачественным лаком. Важно понимать, что к появлению характерных пятен приводит сочетание целого ряда факторов. Не следует думать, что естественные процессы разрушения под влиянием времени – это единственный вариант.
На самом деле даже при бережном обращении с машиной на поверхности кузова появляются незаметные глазу царапины и трещины. В них проникает влага, различные реагенты, которые и приводят к возникновению химических реакций, приводящих к появлению ржавчины. Необходимо понимать, от чего возникает коррозия автомобиля, чем она опасна для него.
Краткое содержание
- Причины коррозии
- Чем опасна коррозия для автомобиля
- Какие детали и компоненты страдают от коррозии чаще других
- Как эффективно бороться с коррозией
Почему появляется коррозия
Если обратиться к школьному курсу химии, то нужно вспомнить, что коррозия представляет собой процесс окисления, которому подвергаются металлы при взаимодействии с воздухом и другими составляющими компонентами окружающей среды. Появляется ржавчина в том случае, когда металлическая поверхность не имеет или утрачивает защиту (изоляцию). Она вступает в реакцию с водой или разнообразными химическими компонентами (маслами, реагентами на дороге). Запускается процесс окисления, в результате которого и появляется ржавчина – оксид железа.
В большинстве случаев кузов автомобиля производится из качественного и прочного металла. Дополнительно материал получает защиту в виде оцинковки. Также в качестве защитного слоя может выступать грунтовка или многослойное покрытие краской или лаком. В том случае, когда защитная поверхность полностью стирается, появляется возможность для запуска химической реакции, которая и приводит к появлению ржавчины. При повреждении лакокрасочного покрытия коррозия возникает неизбежно, поэтому важно своевременно устранить причину проблемы.
Также нужно помнить, что кислород содержится не только в окружающей среде, но и в воде. В момент соприкосновения с железом он начинает работать, как активный окислитель. Агрессивно работают и различные реагенты, песок или грязь, так как они начинают разрушать металлическую поверхность.
Еще момент, о котором знают не все, касается того, что гальванические пары также приводят к появлению следов коррозии. Это соединения двух несовместимых металлов, таких, например, как:
- Алюминий и медь
- Никель и серебро
- Магний и сталь
В случае с автомобилем подобных поверхностей достаточно много. Именно по этой причине рекомендуется обращать особое внимание на точки сварки, отдельные панели, элементы крепежа. Пострадать от окисления могут пластины, которые состоят из одного металла, но с разным типом механической обработки в процессе создания. Между этими зонами и возникает разность потенциалов. Появляется электролит и образуется коррозия, которая приводит к постепенному, но неизбежному разрушению металлических элементов кузова и деталей.
Причины коррозии
Поскольку коррозия приводит к повреждению кузова машины, нужно знать, что является причиной проблемы. Можно назвать следующие моменты:
- Наличие на дорогах различных реагентов. Так соль, после попадания на металл, начинает постепенно разрушать его. В результате появляются характерные рыжие точки, которые со временем увеличиваются в размерах
- Нарушение условий эксплуатации машины. Так нужно учитывать, что во влажном климате (частые осадки, близость водоемов) коррозия развивается быстрее, чем в жарком и сухом. Также важно помнить, что поверхность кузова нуждается в регулярной очистке. Если с нее не убирать грязь, то она будет оставлять на металле незначительные повреждения, которые потом заполняются водой. В контакт с металлом вступают соль и реагенты, что и приводит к появлению следов ржавчины
- Качество и способ обработки материалов. Ржавчина развивается там, где отсутствует защитное покрытие, например, слой цинка
По этой причине важно регулярно мыть машину, аккуратно очищать загрязнения, контролировать состояние лакокрасочного покрытия или оцинкованного участка кузова.
Чем опасна коррозия для автомобиля
Сразу нужно сказать о том, что коррозия – опасное явление, которое приводит к разрушению металла, из которого производится кузов машины. В результате автомобиль становится менее безопасным, так как происходит ослабление основного материала, его истончение. Основная опасность, которую несет с собой ржавчина, связана с тем, что первые ее признаки развития проблемы увидеть и приостановить очень сложно.
Процесс разрушения металла запускается электролитом. Нужно понимать, что человек не может остановить его самостоятельно. Если слой краски, лака или цинка повреждается, то он будет со временем осыпаться. Появятся места с незащищенным металлом. Нужно своевременно защитить поверхность, чтобы остановить процесс расширения области, поврежденной ржавчиной. Требуется одновременно сразу восстанавливать повреждения. Таким образом, легко снизить опасность от развития скрытой коррозии. Подобный процесс протекает внутри труднодоступных участков и замкнутых элементов автомобиля. Нужно помнить, что даже самый качественный
Металл, который длительное время подвергается воздействию химических компонентов или загрязнений, постепенно начинает разрушаться. Здесь нужно понимать, что если разрешение затронет силовые элементы или важные узлы, то этот процесс значительно повысит риск возникновения аварии. Если появится коррозия в точках крепления двигателя и трансмиссии, то узнать об этом можно по характерному стуку и появлению вибрации. Негативное влияние ржавчины проявляется не только в том, что поверхность теряет свой первоначальный облик, но и ухудшения наблюдаются еще и в физических свойствах металла. Он становится слабее, хуже переносит механическое воздействие. Также можно наблюдать еще и истончение – толщина постепенно уменьшается.
Какие детали и компоненты страдают от коррозии чаще других
В 90% случаев коррозия появляется на колесных арках. Также наблюдать ее можно в таких местах как:
- Нижние кромки дверей
- Крышка багажника
- Пороги
- Днище
Дополнительно обрабатывать и следить нужно за щелями и дренажными каналами. Причина в том, что именно в этих местах чаще всего наблюдается наличие песка, грязи. Там же находятся листья или трава, которая попадает с ног. Также подвергаются коррозии капот, крылья, стойки лобового стекла, а также кромка крыши. Первыми страдают всегда нижние кромки дверей, поскольку они царапаются о различные поверхности, колесные арки и пороги, так как они часто соприкасаются с обувью. В результате износ лакокрасочного покрытия здесь протекает гораздо быстрее и выражается сильнее.
В большинстве случаев очаги коррозии фиксируются под днищем. Связано это с тем, что именно в этой зоне грязь налипает активно, а провести своевременный контроль сложно. Для того чтобы снизить выраженность проблемы, рекомендуется периодически проводить профилактическую обработку днища. Процедуру необходимо раз в 1-1,5 года. Если рассматривать особенности, связанные со скрытой коррозией, то выяснится, что она в 90% случаев фиксируется в таких зонах, как:
- Рама
- Подрамники
- Лонжероны
- Распорки
- Усилители
- Карманы капота
- Пространство между крыльями
- Колесные арки
Необходимо внимательно следить за теми участками кузова, которые были недавно окрашены или отремонтированы. Еще проблема заключается в том, что если ржавчина уже появилась и она не была удалена полностью, то очаг возникнет снова даже под краской. Визуально проблема в этом случае выражается появлением пузырьков под краской. Покрытие в этом месте может также отходить от металла.
Как эффективно бороться с коррозией
Теперь нужно разобраться с тем, как избавиться от следов ржавчины, если она возникла на кузове. Процедура очистки состоит из 3 последовательных этапов, выполнять которые необходимо качественно и тщательно. На первом этапе нужно провести очистку поверхности от рыжих точек. Для проведения работы используется наждачная бумага. Задача заключается в том, что нужно убрать все следы коррозии до чистого металла. После этого зачищенное проблемное место нужно тщательно обезжирить и обработать подходящей автомобильной химией. Нужно использовать преобразователь ржавчины, раствор для нанесения защитного покрытия, электрод, который произведен из нержавеющей стали. Также с задачей хорошо справляется электрод с цинковым наконечником. Дополнительно применяется еще и соединительный провод.
Затем следует перейти ко второму этапу избавления от ржавчины. Здесь используется шпаклевка, которая предназначена специально для кузовных работ. Этот состав придаст обновленный облик кузову. Очищенную от ржавчины зону необходимо затем обработать кислотным грунтом. Подобный состав способствует повышению показателей защиты от коррозии. После полного высыхания кислотный грунт нужно будет перекрыть. Для этой цели применяется акриловым грунт.
Шпаклевка должна наноситься на поверхность кузова небольшими слоями. Если обрабатываются сильно пострадавшие от коррозии зоны, то необходимо повторить нанесение 2-3 раза, каждый раз дожидаясь полного высыхания ранее нанесенного слоя. Затем кузов еще раз обрабатывается наждачной бумагой. Она должна иметь показатели зернистости 240 и 320. На завершающем этапе осуществляется нанесение краски на кузов. Проблемные места окрашиваются только после высыхания акрилового грунта. Это важно для сохранения выбранного оттенка и качества окрашивания. Так можно предотвратить растрескивание или отшелушивание. После покрытия грунтом на проблемный участок кузова следует нанести 3 слоя краски, дожидаясь полного высыхания предыдущего. Такой подход важен, когда следует избегать вздутия лакокрасочной поверхности.
После завершения этого этапа восстанавливаемую машину останется только помыть и тщательно просушить, чтобы снизить проявление негативного влияния жидкости и проверить качество проведенных восстановительных работ. После этого можно забыть о проблемах, которые вызываются воздействием ржавчины на поверхность кузова.