Проблема появления характерных рыжих пятен является общей для всех водителей, поскольку от коррозийных процессов не существует полноценной и гарантированной защиты.
Связано это с тем, что любые материалы, которые применяются для сдерживания процессов разрушения поверхности, постепенно изнашиваются. В результате даже несколько слоев оцинковки с течением времени могут хуже защищать, что приведет к возникновению реакции окисления металла и кислорода, следствием чего и будет ржавчина.
Продлить защитные свойства покрытий поможет своевременное обслуживание, регулярный уход за кузовом и аккуратная эксплуатация. Важно понимать, что на процессы появления следов коррозии оказывают влияние и внешние факторы. Например, ржавчина «любит» влажный климат. Также негативное влияние оказывают различные составы и реагенты, которые появляются на дорогах с наступлением холодов. Характерные следы в виде бурых или рыжих точек нельзя оставлять без внимания, так как коррозийные процессы протекают интенсивно, повреждая все большие площади. Именно по этой причине нужно знать, что приводит к их образованию, как избавиться от ржавчины своими силами. Не менее важно уметь предотвращать повторное появление коррозии.
Краткое содержание
- Причины появления ржавчины
- Какие детали страдаю чаще остальных
- Способы самостоятельного устранения следов коррозии
- Механический способ очистки
- Химический способ очистки
Опасность коррозии для машины
Сначала нужно разобраться в том, чем опасна коррозия для автомобиля. Процесс появления ржавчины представляет собой химическую реакцию, при которой металл окисляется под влиянием кислорода или внешней среды. Важно понимать, что повреждения могут появиться не только на железных компонентах. Страдает в равной степени и алюминий или медь. Цветные металлы также могут повреждаться.
Исключением являются специальные сплавы, содержащие компоненты, препятствующие возникновению процессов окисления. Их стоимость высокая, поэтому кузов автомобиля из подобных материалов не производится. Если коррозия появилась, она начинает разрушать металл. В результате он утрачивает первоначальный показатель жесткости, что оказывает влияние на прочность, долговечность и общие характеристики безопасности и надежности машины. Сам же металл становится хрупким и ломким. Опасность ржавчины состоит еще и в том, что постепенно будет снижаться показатель упругости металла. Конструкция кузова по этой причине не сможет полноценно поглотить энергию в случае столкновения. В момент аварии такой кузов быстро деформируется, что приводит к разрушению его конструкции, а также к травмам водителя и пассажиров.
При появлении коррозии на кузове можно наблюдать визуальные изменения:
- Бурые или рыжие точки
- Пузырьки краски
- Появление неровностей металла в некоторых местах на кузове
Если не предпринимать никаких действий, то ржавчина полностью испортит металл. Он разрушится полностью. Такой процесс называется сквозной коррозией. Для того чтобы не допустить подобных проблем, важно знать, что приводит к их появлению.
Причины появления ржавчины
Теперь нужно разобраться с тем, что приводит к появлению ржавчины на кузове. Основная причина – процесс окисления металла. Реакция начинается под влиянием жидкости или кислорода, который находится в окружающей среде. После соприкосновения этих компонентов образуется оксид железа – ржавчина. Коррозия возникает в тех местах, где металлическая поверхность не изолирована от окружающей среды, то есть там, где отсутствует защитное покрытие.
Важно учитывать, что соль и другие химические реагенты способствуют тому, что коррозийный процесс ускоряется. Кузов машины имеет защитный слой, который выполнен из лакокрасочных компонентов. Именно он препятствует доступу к металлу кислорода и влаги. Важно понимать, что даже незначительное повреждение этого покрытия становится основой для запуска процесса окисления металлической поверхности. Поэтому нужно внимательно следить за состоянием лакокрасочного покрытия кузова.
Существует несколько видов коррозии, которая может возникнуть на автомобиле:
- Химическая
- Электрохимическая
Теперь о каждой из них нужно рассказать подробнее.
Химическая коррозия на металле возникает после взаимодействии с кислородом, который содержится в окружающем воздухе. Происходит естественный процесс окисления, так как защиты для металлической конструкции нет. Визуально распознать начало коррозии сложно, поскольку на поверхности активно начинает образовываться очень тонкая пленка окисла. В результате коррозийный процесс может замедлиться или исчезнуть полностью. Важно своевременно убрать повреждение и защитить металлическую часть слоем краски или произвести оцинковку.
Электрохимическая реакция происходит в том случае, когда железо соприкасается с водой или с любой другой жидкостью. Причина появления ржавчины в том, что в воде также содержится кислород, который в этой реакции является катализатором. Ржавчина же будет электролитом. В результате образуется гальваническая пара из ионов металла и электронов. Процесс коррозии в этом случае является интенсивным и протекает постоянно. Соли и реагенты повышают показатели электропроводности, что дополнительно усиливает процесс окисления.
Нужно понимать, что коррозию нельзя остановить сразу. Этот процесс не завершится даже после высыхания воды. Причина в том, что поврежденный слой металла будет продолжать осыпаться. В результате терять защиту будут и другие участки конструкции. Необходимо предпринимать экстренные меры, поскольку разрушение будет происходить до тех пор, пока не произойдет полного разрушения кузова. В нем можно будет визуально наблюдать пустоты.
Особый момент состоит в том, что заметить коррозию на стали можно по характерным точкам. В случае же с алюминием процесс разрушения проходит без появления подобных следов. Этот материал быстро окисляется на воздухе. В результате на его поверхности образуется очень тонкая оксидная пленка. Она визуально практически незаметна, но при этом твердая и прочная. Именно эта пленка является эффективной защитой от дальнейшей коррозии. Если же произойдет ее механическое повреждение или полное разрушение, коррозийный процесс возобновляется снова. В результате металл становится мягким и рыхлым. На его поверхности можно наблюдать неровности, углубления или вздутия. При контакте стали с алюминием между ними возникает химическое взаимодействие, которое приводит к разнице электрических потенциалов. Если к процессу подключится вода, то она станет катализатором активной коррозии на легком металле. По этой причине в конструкции комбинированных, например, алюминиево-стальных кузовов, всегда применяют специальные изолирующие прокладки. Также может быть использован клей, с помощью которого заменяется механическое соединение деталей кузова.
Какие детали страдают чаще остальных
Для того чтобы понять, как эффективно противостоять и бороться с окислительными процессами и коррозией, нужно рассмотреть, какие детали кузова подвержены образованию ржавчины. Здесь нужно выделить те, что чаще страдают от сколов или загрязнений в процессе эксплуатации:
- Капот
- Крылья
- Стойки лобового стекла
- Крыша
- Багажник
Причина в том, что именно на этих элементах лакокрасочная поверхность подвергается повышенной нагрузке. Нужно учитывать, что первыми в большинстве случаев начинают ржаветь нижние кромки дверей. Также повреждаются колесные арки и пороги, так как они часто соприкасаются с водой, грязью и реагентами, в результате чего лакокрасочный слой быстро разрушается. Заметить следы глубокой коррозии на них сложно, поскольку эти зоны считаются труднодоступными.
Отдельное внимание требуется уделить участкам кузова, которые ранее были подвергнуты ремонту. Особенно, если он предполагал нанесение краски или шпатлевки. Причина проблем может быть связана с тем, что перед проведением окрашивания не всегда проводится должная подготовка металлической поверхности. Также уже имеющаяся ржавчина может быть удалена не полностью. В результате очаги коррозии продолжают разрастаться уже под нанесенной краской. Проблема в том, что коррозия уже не видна визуально. Увидеть проблему можно только тогда, когда краска начнет пузыриться и отходить слоями.
Способы самостоятельного устранения следов коррозии
После того как были рассмотрены процессы образования ржавчины, следует понять, как ее можно удалить своими силами. Если характерные точки стали заметными, то устранять их следует без промедления. Провести работы можно самостоятельно, применяя для этой цели химический или механический способы. Каждый из них имеет ряд плюсов и минусов, ознакомиться с которыми важно заранее, до того момента, как они будут использоваться по назначению.
Если предпочтение отдается механическому способу, то нужно учитывать, что при таком подходе производится удаление слоя ржавчины и металла вручную. Подходящее для этого оборудование – пескоструйная установка. Подобный способ считается наиболее эффективным в удалении ржавчины. Важно учитывать, что провести работу в бытовых условиях очень сложно. Если устранять следы ржавчины нужно будет в собственном гараже, то можно использовать для этой цели более доступное и легкое в применение оборудование - орбитально-шлифовальную машинку. Она достаточно качественно устраняет ржавчину. Также можно использовать дрель или шуруповерт. Эти инструменты рекомендуется применять совместно с насадками в виде металлических щеток. В том случае, когда перечисленного оборудования нет, то для устранения следов ржавчины следует применять наждачную бумагу. После того как все очаги будут зачищены, поверхность можно покрывать защитными составами и краской. Этот метод обычно применяется в том случае, когда площадь поражения является большой.
В том случае, когда коррозийные процессы очень глубокие, то нередко можно наблюдать сквозную ржавчину. Для устранения повреждений приходится использовать более радикальные методы и шаги. Необходимо сразу же вырезать поврежденный ржавчиной фрагмент. После этого потребуется приварить на его место металлическую заплатку, подходящую по размеру. В 90% случаев подобный способ выбирается, когда заменить деталь целиком на новую невозможно, как в случае с кузовом. Также к этой категории относятся и несъемные задние крылья. Если же повреждены ржавчиной съемные элементы, то очистить их от ржавчины будет намного легче и быстрее. Так поврежденную сквозной коррозией дверь можно просто заменить.
У механического метода борьбы со ржавчиной имеются положительные и отрицательные стороны, которые важно знать и учитывать. Положительные моменты:
- Для проведения очистки от ржавчины требуется минимальный набор инструментов и оборудования
- Поверхность, поврежденную ржавчиной, можно обрабатывать при любой температуре воздуха
- После завершения основного этапа обработки поверхность можно надежно защитить, нанеся, например, слой краски или оцинковки
- Ржавчина удаляется полностью с обработанной поверхности
Отрицательные моменты также нельзя забывать. У ним относятся следующие:
- В процессе очистки от следов коррозии можно повредить нормальное лакокрасочное покрытие
- В большинстве случаев сложно контролировать, какая толщина снимается на металле
- В труднодоступных местах метод демонстрирует плохую эффективность
Также им сложно пользоваться, если поврежденная коррозией конструкция или элемент имеют сложную геометрическую форму. Важно помнить, если при механическом способе удаления ржавчины с кузова пришлось снять слишком много металла, то образовавшиеся в процессе выемки и углубления можно заполнить шпатлевкой. Также применяется в качестве варианта лужение. Оно не помогает избавиться непосредственно от ржавчины и при нарушении технологии обработки может спровоцировать ее возникновение, но заполнить образовавшиеся углубления без потери показателей жесткости кузова таким способом вполне возможно.
Химический способ также применяется достаточно часто. В этом случае в процессе очистки поверхности используются агрессивные химические составы. Их называют преобразователями ржавчины. В большинстве случаев основным действующим элементом в подобных составах является ортофосфорная кислота. Ее разводят в воде в необходимой пропорции. Во время проведения обработки необходимо нанести состав на всю поверхность, которая повреждена ржавчиной. В результате химического взаимодействия она растворится. Те соединения, которые остаются на поверхности, переходят в стабильное и безопасное для металла состояние. Кузов перестанет повреждаться коррозией.
Для того чтобы избавиться от ржавчины, используя химический способ, нужно:
- Нанести средство на поврежденную коррозией поверхность
- Подождать указанное на упаковке время
- Стереть состав
- Проверить, остались ли следы повреждения на металле
Если ржавчина еще осталась, то ее необходимо аккуратно расчистить, используя для этого шило. После этого процедуру обработки нужно будет провести повторно. Этот этап осуществляется до тех пор, пока металл не будет полностью очищен от следов коррозии. Использовать для очистки можно не только кислотные составы. Хорошо справляются с поставленной задачей, например, те, которые произведены на основе танина. Это химическое соединение не преобразует, но стабилизирует ржавчину. В результате она перестает распространяться по поверхности кузова.
Теперь нужно рассмотреть положительные и отрицательные стороны химического способа избавления от ржавчины. К плюсам следует отнести такие моменты:
- Можно без труда производить обработку труднодоступных мест
- Химический раствор проникает ко всем очагам коррозии
- Можно обрабатывать детали и элементы, которые имеют сложную геометрическую форму
- Без труда подбираются составы, которые не повреждают лакокрасочное покрытие автомобиля
Минусы также следует учитывать:
- При работе с химическими составами следует выбирать хорошо проветриваемые или вентилируемые помещения. Причина в том, что кислотные пары являются токсичными и могут стать причиной отравления
- При низкой температуре воздуха химическая реакция протекает медленнее и обработка будет менее эффективной
- Многие кислотные и некоторые составы на основе танина необходимо тщательно смывать с кузова. Для этой цели применяются специальные растворы
- После обработки кузов необходимо хорошо просушить
- Требуется проведение предварительной механической обработки поверхности
Нужно учитывать, что с помощью химического способа почти невозможно полностью очистить поры в металле от следов ржавчины. По этой причине его рекомендуют использовать только в труднодоступных местах. Наибольшую эффективность показывает сочетание способов.
Теперь нужно рассмотреть, где лучше всего проводить процесс удаления ржавчины.
Для того чтобы максимально эффективно избавиться от нее, нужно правильно подобрать помещение. Лучше всего проводить работу в помещении с качественной вентиляцией. На улице без защиты от осадков и ветра работа покажет наименьшую эффективность. Также помещение должно быть сухим и иметь нормальное освещение. Это позволит рассмотреть полную зону поражения, избежать повторного распространения ржавчины, а также свести к минимуму контакт химических компонентов с окружающей средой, что сделает процесс избавления от ржавчины еще и экологически безопасным мероприятием. Также важно помнить о том, что для защиты дыхательных путей от кислотных паров или элементов ржавчины требуется использовать специальную защиту.
Механический способ очистки
Теперь нужно более подробно рассмотреть механический способ очистки кузова от ржавчины. Здесь предполагается проведение нескольких последовательных этапов. Сначала нужно подготовить весь необходимый для работы инструмент. Могут потребоваться такие элементы, как металлическая щетка, наждачная бумага или шлифовальная машинка. Металлическая щетка применяется, когда коррозией поражена значительная часть поверхности кузова. В этом случае ржавчина уже отслаивается, ее нужно снимать. Шлифовальную машину и абразивные листы используют вместе или отдельно, но они демонстрируют высокую эффективность. Для того чтобы качественно очистить металл от ржавчины и добиться блеска, применяется шлифовальная машинка. Также в процессе обработки присутствует риск снять слишком толстый слой металла. Если это произойдет, то потребуется использовать шпатлевку.
Наждачная бумага - универсальный и доступный инструмент, предназначенный для очистки поверхности от следов ржавчины. Важно учитывать, что с помощью наждачки можно эффективно очищать только небольшие по площади участки. Преимущество заключается в том, что при этом легко контролировать процесс.
Рекомендуется учитывать и такой показатель, как зернистость абразивных элементов. Нужно в случае работы с кузовом отдавать предпочтение более мягким составам — это увеличит время обработки поверхности, но убережет металл от лишних дополнительных глубоких царапин. При обработке шлифовальной машинкой лучше выбрать лепестковые насадки. Если пользоваться предполагается шлифовальными листами, то оптимальная зернистость составляет Р120.
В процессе механической обработки можно пользоваться болгаркой или дрелью с дополнительными насадками. Для повышения эффективности применяются:
- Обезжириватель
- Растворитель
- Мягкие тряпочки
С помощью растворителя устраняются элементы металлической пыли и стружки. Обезжириватель позволяет избавиться от масляной пленки на поверхности перед ее последующей окраской. Загрязнения нельзя удалять водой, так как она будет способствовать продолжению окислительного процесса. Та часть кузова, которая не будет подвергаться полировке, должна быть защищена. Для этой цели можно использовать малярный скотч, пленку или бумагу.
На следующем этапе нужно устранить рыхлую ржавчину, если она появилась на кузове. Снимать ее рекомендуется с помощью металлической щетки, тогда эффект будет достаточным, чтобы можно было продолжать дальнейшие работы. Процесс очистки необходимо осуществлять в маске или респираторе, чтобы защитить органы дыхания от металлической пыли.
На следующем этапе нужно удалить поврежденный ржавчиной металл. Во время зачистки важно не только снять весь поврежденный слой, но и устранить очаг коррозии. На стальных деталях он в большинстве случаев становится пористым. Цвет меняется с рыжего на черный. После этого потребуется продолжить обработку абразивом. Делать это следует до тех пор, пока поверхность не станет равномерно гладкой с характерным металлическим блеском. На ней не должно оставаться углублений или трещин. Нормой являются только засечки, которые остаются от шлифовки.
На завершающем этапе нужно очистить поверхность от металлической пыли. Для этого нужно использовать сухую мягкую тряпочку, которая поможет убрать крупные элементы загрязнения и металлические частички. Остатки абразива и металла можно смыть растворителем. Пользоваться водой на этом этапе нельзя. Применять в работе нужно не только маску, но и перчатки.
Химический способ очистки
Теперь осталось разобраться с тем, как убрать следы коррозии, используя для этого химический метод очистки. Также нужно подготовить все необходимые компоненты, инструменты и оборудование, чтобы можно было начать работы по очистке от ржавчины. При выборе этого способа потребуется использовать, как и при механическом, железную щетки и наждачную бумагу. Дополнительные компоненты:
- Преобразователь ржавчины
- Кисть с натуральным ворсом
- Сода или нашатырный спирт
- Чистая вода
- Растворитель Р646 или его аналог
- Чистая мягкая ткань.
Нужно учитывать, что преобразователи ржавчины выпускается в разных консистенциях. По этой причине можно выбирать, как жидкие составы, так и пастообразные. Второй вариант лучше всего применять на больших по площади и легкодоступных участках кузова авто. Жидкие составы рекомендуется использовать на небольших поверхностях и в труднодоступных зонах, например, под днищем. Если требуется убрать выраженное загрязнение, то рекомендуется обратить внимание на химические составы, созданные на основе ортофосфорной кислоты. Требуется внимательно изучить инструкцию, так как от этого в полной мере зависит итоговый результат очистки. Нашатырь или сода (концентрированный раствор), могут потребоваться для проведения смывки кислотных составов и побочных продуктов, которые образуются на кузове в результате проведения химической реакции.
Так как в составе могут находиться дополнительные компоненты, то после обработки они образуют на поверхности металла грунтовочный слой. На него можно сразу наносить краску без дополнительной подготовки поверхности. Также некоторые виды преобразователей содержат в своем составе цинк. После реакции образуется оксидная цинкосодержащая пленка. Она является временной защитой от коррозийных процессов. Еще один момент, который нужно учитывать, касается того, что некоторые виды преобразователей ржавчины могут разъедать лакокрасочное покрытие кузова. По этой причине важно предварительно читать информацию на упаковке.
На следующем этапе нужно удалить отслаивающуюся рыхлую ржавчину. Ее легко счистить металлической щеткой или наждачной бумагой. С помощью сухой ткани следует убрать образовавшуюся пыль. Затем на подготовленную поверхность следует нанести выбранный для работы состав. Кисть способствует его равномерному распределению по поверхности. Останется только дождаться начала реакции, когда ржавчина станет пузыриться. После завершения процесса она растворится.
Если коррозийные процессы глубокие, то не следует ждать завершения запущенной химической реакции. Рекомендуется стереть состав чистой тканью и повторно нанести на поверхность уже новый слой. Эту процедуру требуется повторять до тех пор, пока ржавчина не станет тонкой или не растворится полностью. После этого следует оставить состав на некоторое время, чтобы удалить очаги коррозии, которые визуально незаметны.
Смывать состав нужно в том случае, если это указывается в инструкции. Особенность в том, что в ходе химических преобразований образуется труднорастворимая соль. Если средства не требуется смывать, то они превращают этот компонент в безопасное для металла соединение. В некоторых кислотных составах такая функция отсутствует. По этой причине соль и остатки кислоты необходимо тщательно удалять вручную.
На обработанном участке не должно оставаться следов присутствия ржавчины или черных углублений. Если в процессе преобразования получился защитный слой (пленка), то он должен быть равномерным по толщине и цвету. Если присутствуют вкрапления или другие оттенки – это указывает на то, что ржавчина удалена не полностью. Рекомендуется счистить защитный слой и осмотреть поверхность металла. В случае выявления коррозии, необходимо провести обработку повторно.
Если преобразователь не создает защитной пленки, то поверхность необходимо обработать еще и растворителем. В результате металл перестанет конденсировать с воздухом. Процесс окисления прекратится. Преобразователи ржавчины используются исключительно на стальных кузовах. Если присутствуют компоненты, выполненные из алюминия, то нужно применять растворы, созданные на основе щелочи, например, раствор гидроксида натрия. После обработки раствор нужно смыть, используя небольшое количество воды.