Кузовной ремонт и покраска
г. Москва, м. Беговая, ул. Поликарпова, д. 27 стр.3
Ежедневно: 09.00 - 21.00
+7 (495) 150-53-07 кузовной отдел
+7 (985) 444-90-03 детейлинг

Как часто нужно менять тормозные колодки?

Безопасность во время движения в значительной степени лежит на водителе. Он должен не только четко соблюдать правила, но и следить за тем, чтобы машина была полностью исправной. Начинать процесс эксплуатации можно только в том случае, когда существует полная уверенность в том, что все узлы и компоненты работают исправно.

Одной из самых важных частей является тормозная система. Это элемент необходимо проверять и контролировать постоянно. Причина в том, что именно тормозные колодки отвечают за безопасность всех участников дорожного движения.

Каждый водитель обязан знать, какие признаки указывают на то, что имеет место износ, так как замена колодок – процесс, который должен осуществляться незамедлительно. Регламент замены, сроки и особенности нужно изучить внимательно, так как от показателей исправности во многом зависит надежность используемого транспортного средства. Тормозные колодки позволяют не только экстренно замедлить скорость, но и удерживать машину на месте, например, в случае, когда она остановилась на уклоне.

Краткое содержание

Что такое тормозные колодки

chto takoye tormozniye kolodki

Тормозные колодки — это сменные элементы, пластины, выполненные из металла и дополненные специальными фрикционными накладками. Именно благодаря им происходит замедление и остановка автомобиля. Тормозные колодки — это часть тормозной системы. Важно понимать, что элемент является основным рабочим элементом, обеспечивающим возможность снизить скорость, остановиться или удержать машину от съезда при остановке на наклонной поверхности. Колодки спроектированы так, чтобы создавать ускорение.

Происходит это благодаря взаимодействию с поверхностью колеса или тормозного диска. В результате наблюдается действие физических законов на практике – имеет место преобразование силы нажатия в тормозной момент.  Если рассматривать строение этого элемента, то тормозная колодка представляет собой металлическую пластину. На ее поверхности закрепляется фрикционная накладка. Именно эта часть прижимается к диску. Форма и размеры различаются у каждой марки.

Принцип работы

prinzip raboti

Теперь нужно подробнее рассмотреть принцип работы колодок, чтобы понять, что влияет на их износ. Существуют 2 разновидности этого компонента тормозной системы. Особенности работы колодок в них различаются. Если установлены дисковые тормоза, то на передней оси установлен такой вариант колодок, при котором парные элементы фиксируют с двух сторон тормозные диски. В результате при нажатии соответствующей педали автомобиль замедляется или полностью останавливается. В том случае, когда тормоза барабанного типа, то в такой системе присутствует колодка, которая  входит в свой сегмент изнутри барабана. В результате и происходит постепенное замедление процесса вращения.

Принцип работы тормозных колодок заключается в  использовании кинетической энергии. Она в процессе движения машины постепенно преобразуется в тепловую, так как имеет место активное трение  тормозной колодки о тормозной диск, барабан или же колесную пару. Также нужно рассмотреть такой момент: в дисковой системе поршень тормозного цилиндра толкает колодки. Они перемещаются к поверхности диска. Если водитель будет отпустить педаль, то и давление цилиндра на поршень будет постепенно снижаться. Уменьшится и показатель давления колодок на диск. В барабанной тормозной системе поршень цилиндра раздвигает колодки.

Затем он придавливает их к внутренней поверхности барабана. В результате этого происходит повышение силы трения, которая имеется между барабаном и материалом, из которого произведены колодки. В результате этого и происходит остановка колес. После того как водитель ослабит давление на педаль, пружины натянутся и колодка вернется в прежнее состояние. Основной деталью тормозной колодки является фрикционная накладка, которая в процессе функционирования прижимается к диску или барабану. Именно эта деталь ответственна за то, чтобы создавать тормозной момент.

Разновидности тормозных колодок

raznovidnosti

Виды колодок нужно рассмотреть подробнее. Важно отметить, что материалом для изготовления фрикционных накладок тормозных колодок могут быть металл или керамика. По этим элементам и происходит деление колодок на виды:

  • Полуметаллические
  • Малометаллические
  • Органические
  • Керамические
  • Металлические

В первом случае накладки созданы на основе прочной массы, которая состоит из мелких стальных стружек. Также в состав входит скрепляющее вещество. Эти компоненты обеспечивают торможение и обладают высоким показателем износостойкости. Работают на влажной поверхности (после дождя, во время оттепели). Нужно учитывать, что они быстро нагреваются. По этой причине этот вид колодок не рекомендуется использовать тем, кто выбирает агрессивную манеру вождения. Еще нужно отметить, что в процессе торможения появляется характерный шум.

Если выбирать малометаллические, то они содержат не более 30% стали в своем составе. Остальные 70% - синтетические (химические) и скрепляющие вещества, а также медь. Колодки этого вида издают характерный шум, но имеют преимущество в том, что выдерживают выраженный нагрев (могут эксплуатироваться интенсивно в жаркую погоду) и быстро остывают после завершения движения.

Органические фрикционные накладки состоят из смеси компонентов, в которую входят:

  • Кевлар
  • Стекло
  • Песок
  • Резина

Такой вид позволяет машине тормозить медленно и плавно. В процессе не издается характерного шума. Тормозные диски практически не изнашиваются. Особенность: уступают в показателях эффективности металлосодержащим накладкам.

Керамические разновидности интересны тем, что для таких накладок применяется спеченная смесь металлической крошки и керамики. Нужно сразу отметить, что такие колодки будут стоить дороже при том, что эффективность их в процессе торможения не слишком высокая в том случае, когда тормоза не прогреты. Преимущество выражается в том, что колодки показывают эффективность при резких или частых торможениях. Также они износоустойчивые и медленно стирают тормозные диски. Рекомендуется выбирать такой тип, если планируется приобретать машину с мощным двигателем.

Металлические считаются оптимальным  вариантом для тех, кто любит ездить быстро. В составе изделия присутствует спеченная сталь без добавок, поэтому она способная выдержать повышенные и продолжительные по времени нагрузки. При этом нужно учитывать, что колодки шумные. Они имеют несколько минусов - быстро выводят из строя диски и требуют от водителя усилий при осуществлении процесса торможения.

Причины износа

prichini iznosa

Теперь нужно рассмотреть, что приводит к износу тормозных элементов. Важно понимать, что даже при аккуратной езде, отсутствии резких торможений, колодки расходуют свой ресурс. Существуют различные факторы, которые оказывают на это непосредственное влияние. Нужно учитывать технические характеристики, которыми обладает машина. Так в процессе эксплуатации спортивной машины процесс замены производится чаще, чем у других видов автомобилей. Причина – наличие мощного двигателя. Если водитель проживает в крупном городе или часто вынужден ездить в плотном потоке, находиться в пробках или останавливаться на светофорах, то он чаще использует тормоз. Это и приводит к износу колодок.

Принимать во внимание рекомендуется и состояние дорожного покрытия в той местности, где используется машина. Так грязь, пыль или песок, а также различные реагенты, вода или автомобильная химия негативно воздействуют на фрикционные накладки. В результате реакций между веществами происходит изменение качества материалов, что и становится причиной износа.

Нельзя забывать и про стиль вождения, который используется водителем. Так частое и резкое торможение ускоряет процесс износа. Негативное влияние могут оказать и погодные условия. Как продолжительная жара, так и холод или повышенные показатели влажности снижают физические свойства материалов, из которых произведены колодки. Износу способствуют и перепады температур. Еще один момент, про который нельзя забывать, касается того, что внимание нужно уделять качеству колодок во время их приобретения. По этой причине рекомендуется отдавать предпочтение оригиналу, так как на него распространяется гарантия от производителя. Установка, как и ремонт, должны осуществляться мастером. Только тогда можно будет снизить вероятность износа под влиянием допущенных в процессе монтажа ошибок.

Когда нужно производить замену

kogda proizvodit zamenu

Теперь нужно перейти к рассмотрению вопроса о том, когда нужно задумываться о том, что требуется произвести замену колодок тормозной системы. Здесь важно понимать, что производители автомобилей указывают в инструкции по эксплуатации, рекомендуемые сроки проведения этой процедуры. Так передние колодки следует обновлять каждые 30.000-60.000 км пробега или 1 раз в 1-2 года при интенсивной эксплуатации машины. Задние колодки служат по времени дольше – замена осуществляется каждые 5-6 лет.

Периодичность замены тормозных колодок определяется следующими параметрами:

  • Качество материалов и изделий
  • Масса автомобиля, на котором они установлены
  • Выбранная водителем манера вождения машины

Качество определяется эффективностью и продолжительностью срока эксплуатации. К таким колодкам относятся те, что устанавливают на конвейере. Затем можно выбрать колодки, которые монтируются на пластинах. На них в этом случае присутствует обозначение 90R. Изделия стоят дешевле предыдущих, но демонстрируют хорошее качество и функциональность. Также можно приобрести колодки, которые вызывают быстрый износ тормозных дисков. Причиной является жесткость или неравномерность износа фрикционных накладок. Важно учитывать, что при экстренном торможении такие колодки могут сработать не сразу.

Принимать во внимание нужно и массу машины. Здесь работает такое правило – чем выше показатель веса авто, тем сложнее будет колодкам справиться с процессом торможения и погасить инерцию движения. Манера вождения также оказывает влияние на износ и ускоряет время замены этого компонента тормозной системы. Если ездить быстро и тормозить резко, то износ ускоряется.  В большинстве случаев в регламенте работ по техническому обслуживанию легкового автомобиля имеется  требование по замене тормозных колодок дисковых тормозов в среднем 1 раз в 40.000 км пробега. Срок службы задних барабанных тормозов  и, соответственно, колодок, может достигать 80.000 км пробега. Также нужно учитывать, что менять тормозные диски  рекомендуется после того как отработали 2 комплекта колодок. Если имела место неправильная установка колодок или они оказались некачественными, то диск изнашивается быстрее.

Как определить необходимость замены

Теперь нужно подробнее разобраться с тем, на что следует обращать внимание, чтобы не пропустить время замены. В том случае, когда во время выполнения торможения появляются посторонние шумы или сильный скрежет, необходимо обращаться к мастерам. Если фрикционная накладка будет истерта до основания, появляется характерный звук, который появляется в процессе трения металла об металл. В 90% случаев проблема характера для передних колодок, поскольку вес автомобиля при торможении под влиянием законов физики переносится вперед. Как только появилась подобная проблема, рекомендуется записаться на диагностику тормозной системы.

Еще один признак проблемы – появление западания педали тормоза. Проявляется она в том, что после нажатия она не возвращается в исходное положение. Причина связана с тем, что произошло полное разрушение накладки. Сигнализировать о том, что нужно произвести замену может и увеличение тормозного следа. Здесь нужно ориентироваться на правило: чем быстрее автомобиль останавливается, тем качественнее работают колодки. В том случае, когда  показатель длины тормозного пути  увеличивается, нужно понимать, что накладка истерлась до металла. В результате этого к диску прикасается непосредственно колодка и эффективность торможения снижается. Еще один момент, связанный с тормозным путем и износом колодок – след перестал быть прямым.  В большинстве случаев это связано с тем, что колодка истирается неравномерно.

Причина в том, что в рабочий зазор внутренней колодки попадают абразивные частицы и грязь. Одновременно с этим вторая колодка остается в исправном состоянии. Загрязниться могут и направляющие, по которым двигаются колодки. Для устранения неисправности требуется почистить их. После этого нужно будет произвести монтаж новых уплотнительных пыльников и  смазать элементы. Если появились следы воздействия коррозии, рекомендуется заменить направляющие и колодки сразу.

Еще один признак проблемы выражается в том, что педаль тормоза начинает вибрировать. Здесь важно понимать, что при интенсивном и продолжительном торможении, установленные на автомобиле колодки прикипают к перегретым дискам. Они также могут оставлять следы материала фрикционных накладок. В результате и возникает вибрация.

Также определить необходимость замены тормозных колодок можно по появлению на колесных дисках характерной черной пыли. Такой визуальный эффект вызван тем, что в составе загрязнения содержится не менее трети стальных волокон или же керамический наполнитель. В результате колесные диски подвергаются коррозии.

Не очевидной, но распространенной причиной является снижение уровня тормозной жидкости. Происходит это по той причине, что в момент износа фрикционной накладки, суппортным поршням необходимо выдвигаться больше. По этой причине тормозная система теряет герметичность, ее количество становится меньше необходимого по техническому регламенту. Если резиновые уплотнители тормозных цилиндров находятся в масле, нужно менять колодки, а также доливать тормозную жидкость.

Еще один момент, указывающий на то, что нужно производить замену – появляется биение колес во время торможения. Причиной могут быть некачественные колодки. В результате во время нажатия педали тормоза усилие распределяется неравномерно – появляется биение. Для того чтобы предупредить износ, необходимо тщательно производить осмотр колодок. Для этого потребуется снять колеса. Если установлены барабанные тормоза, то после этого нужно разобрать еще и барабан.