Каждый владелец машины знает, что процедура замены ремня ГРМ является не только регулярной, но и необходимой. Этот элемент определяет безопасность и долговечность использования двигателя. Его замена регламентируется производителем транспортного средства. Также на этот факт указывают в мастерских. Особенность состоит в том, что частота замены не является одинаковой для всех марок и брендов. Наоборот, производители указывают в документах определенные параметры, которые нужно неукоснительно соблюдать. Если прочитать инструкцию, то станет понятно, что ремень ГРМ может полностью выполнять свои функции за определенный показатель пробега. Чаще всего значение равно 50-100 тысячам км. Эти цифры могут отличаться, так как многое зависит от особенностей эксплуатации. Также бывают и так, что у автомобиля имеется небольшой пробег, но ремню при этом уже более 5 лет. По правилам, которые установлены производителями транспортных средств, этот элемент все равно потребуется заменять, даже если он практически не эксплуатировался.
Также в инструкции указывается обязательная замена, если на ГРМ появились трещины или потертости. Процесс разрушения зубьев ремня – прямое указание на то, чтобы замена была произведена незамедлительно. Нужно помнить, что износ этого элемента приведет к проблемам с зажиганием или станет причиной поломки в двигателе.
Ремень ГРМ – деталь, которая с технической точки зрения не сложная, а также недорогая по стоимости, но очень важная для осуществления работы машины. По этой причине опытные автомобилисты и профессионалы уделяют ей особое внимание. Необходимо разобраться, почему приводной ремень так важен для двигателя. Для того чтобы можно было полноценно дать ответ на этот вопрос, необходимо понять, в чем состоит его особенность. Рассмотреть потребуется и принцип работы. Только тогда можно будет понять, с чем связана периодичность, с которой требуется проводить замену этого компонента. Также нужно знать о том, какие последствия ждут водителя, если он пропустит время замены или не будет реагировать на появившиеся неисправности ремня.
Содержание
Особенности проведения проверки
Периодичность замены и проверки
Что представляет собой ГРМ
Для того чтобы понять, в чем состоит особенность ремня ГРМ, нужно сначала разобраться с тем, что же это такое. Сокращение расшифровывается, как газораспределительный механизм, отвечающий за процессы обмена газами. Протекают они внутри цилиндров двигателя внутреннего сгорания. В современных четырехтактных вариантах поступление свежей смеси или воздуха и последующий выпуск отработанных газов происходит через клапаны. Они находятся в головке блока цилиндров.
В процессе управления клапанами участвует распределительный вал или несколько таких элементов. Для привода распределительного вала и служит ремень ГРМ. Он работает так, что происходит связь между такими элементами, как коленчатый и распределительный валы.
Момент открытия и закрытия клапанов должен быть строго синхронизирован с положением поршней, которые находятся в цилиндрах. Эта особенность означает, что никаких замедлений или скольжений быть не должно. В приводе механизма газораспределения сбои подобного рода запрещены. Такая особенность объясняет, почему ремень ГРМ не гладкий, а дополняется зубьями.
Также нужно учитывать, что ремень в процессе выполнения алгоритма работы вращает насос системы охлаждения двигателя. За натяжение ГРМ ответственен специальный ролик. К приводному ремню предъявляются в этом случае повышенные требования. Он должен иметь высокий ресурс применения и одновременно быть крепким, нерастяжимым. В его основе находятся несколько слоев кордовых нитей повышенной прочности. Также именно этот ремень должен выдерживать воздействие моторного масла и технических жидкостей, поскольку эксплуатация приходятся на транспортное средство.
Особый момент, который также необходимо знать касается того, что наличие зубьев – не единственный вариант производства ГРМ. В другом виде могут применяться цепи. На валах шипы заменяются в этом случае на звездочки. Подобное исполнение считается наиболее надежным и долговечным в эксплуатации. В результате его устанавливают на автотранспорт, который испытывает повышенные нагрузки во время работы. Важно учитывать, что вариант ГРМ с цепями требует смазки для осуществления работы. Также он сложнее с технической точки зрения и тяжелее по весу. Цепь в процессе работы издает шум. Также она с течением времени растягивается.
Последствия обрыва ремня
Следующий момент, который нужно рассмотреть, касается того, чем водителю грозит обрыв ремня. В том случае, когда ГРМ порвется, работа газораспределительного механизма двигателя сразу остановится. Он мгновенно заглохнет. Важно понимать, что запустить его уже не получится. Машине потребуется ремонт. Проблема в том, что замена ремня не займет слишком много времени. Еще один важный момент – ремонтные мероприятия являются дорогими по стоимости.
Сложная поломка происходит в том случае, когда поршни двигателя в момент обрыва встретятся с открытыми клапанами. В результате синхронизация коленчатого и распределительного валов прервется. В таком случае ремонт или замена головки будет самой простой из возможных проблем. Также может потребоваться замена поршней. В самом сложном из случаев необходим будет ремонт всего двигателя.
Дополнительно нужно отметить, что не на всех видах двигателей поршни могут войти в контакт с клапанами. Такая техническая возможность зависит от особенностей конструкции конкретной модели двигателя.
Ремень ГРМ является неотъемлемой частью звена между каленвалом и распределительным валом. Они имеются у 16 клапанного двигателя. Каленвал в процессе вращения с помощью именно ГРМ, заставляет двигаться и распределительный вал. Этот элемент в определенной последовательности открывает или закрывает клапана. В результате производится впрыск топлива или последующий выход отработанных газов.
Ремень ГРМ, который имеет зубья, не нуждается в смазке, то есть, является «сухим» соединительным звеном в цепочке валов двигателя. Этот компонент располагается снаружи двигателя. Для обеспечения защиты он обычно закрывается кожухом. Если же в эксплуатации находится вариант с цепью, то он будет находиться внутри двигателя. Для работы он должен постоянно смазываться моторным маслом.
Еще один момент касается того, что на ремень ГРМ действуют внушительные силы. В результате он изнашивается. По этой причине этот элемент и требуется регулярно заменять. Обрыв в 90% случаев приводит к серьезным поломкам, которые связаны с двигателем. После разрыва происходит искривление клапанов, для устранения потребуется много времени.
Особенности проведения проверки
Теперь нужно рассмотреть, как проверить ремень ГРМ, чтобы оценить его состояние. Осмотр производится на первом этапе визуально. На некоторых моделях для этой цели предусмотрено специальное окно. В случае его отсутствия потребуется сначала снять защитный кожух. Заменять ремень нужно незамедлительно, когда обнаружены:
- Трещины.
- Расслоения.
- Потертости.
- Торчащие нити корда.
Дополнительно требуется контролировать исправность уплотнений масляной системы и системы охлаждения. Когда на кожухе появились влажные пятна, также следует заменить элемент, чтобы избежать более дорого по стоимости ремонта.
Важно следить и за исправностью такого элемента, как натяжитель. Причиной для его ремонта станут такие сигналы, как:
- Шорох.
- Свист.
- Ослабление натяжения ремня.
Его недостаточное натяжение приводит к сбою фаз газораспределения. Также нужно учитывать, что ремень может перескочить по шкиву. В результате машина будет плохо заводиться, двигатель станет работать неустойчиво, а также перестанет тянуть.
Периодичность замены и проверки
Для того чтобы можно было гарантировано избежать всех этих проблем, нужно знать, с какой периодичностью осуществляется замена и проверка состояния ремня ГРМ. Показатели замены зависят от указаний, которые дает производитель транспортного средства. Нужно помнить, что сроки различаются не только в зависимости от бренда. Он может быть разным даже у той или иной марки. Именно по этой причине в инструкции может быть указан, как пробег в 50.000 км, так и в 100.000-160.000 км. Ускорить время проверки и замены может резкий стиль езды, частые разгоны и торможения. Негативно влияет воздействие различных технических жидкостей. Нельзя использовать ремень после истечения указанного в инструкции срока, так как материалы изнашиваются даже при редких поездках.
Рекомендуется поменять ГРМ несколько раньше положенного срока. Здесь важно помнить, что вместе с ним требуется заменить натяжной и поддерживающий ролики. В некоторых случаях рекомендуют заменить и насос охлаждающей жидкости. Неисправности помпы прямо указывают на это:
- Люфт вала.
- Подтеки охлаждающей жидкости.
- Пробег в 100.000 км.
В некоторых случаях нужно производить замену чаще, чем 1 раз в 5 лет. Так следует поступать, когда ремень имеет видимые признаки износа или на него попало масло, охлаждающая жидкость. Также стоит заменить ремень сразу после приобретения автомобиля, который уже имеет пробег.